Садовые дорожки
В создании общего ландшафта сада дорожки — будь то скромные тропинки или роскошные, вымощенные плитами аллеи — играют не меньшую роль, чем сама растительность...
Любая неторопливая прогулка по саду подобна своеобразному ритуалу, совершая который вы любуетесь живописным ландшафтом, восхищаетесь прекрасными цветами. Верный помощник в этом приятном занятии — садовые дорожки. Они направляют вас, вынуждают где-то замедлить шаг, а где-то остановиться, чтобы рассмотреть получше то или иное растение. В зависимости от того, как она проложена и каким материалом вымощена, садовая дорожка может выглядеть по-разному, то принимая прихотливую, изогнутую форму, то незатейливо разграничивая (или соединяя) те или иные участки сада.
В создании общего ландшафта сада дорожки — будь то скромные тропинки или роскошные, вымощенные плитами аллеи — играют не меньшую
роль, чем сама растительность. Помимо настилочного материала и способа его укладки, очень важны силуэт дорожек, их обрамление. Дорожки
должны быть «скроены» по саду, то есть идеально соизмеряться с его общей
площадью и вписываться в его ландшафт. Даже ничем не примечательная
тропинка, если она проложена «с умом», может оказаться в высшей степени привлекательной, ибо самое главное — это угол зрения, под которым
рассматривается с дорожки та или иная группа кустарников или цветочная
клумба, а также связь между отдельными участками сада. Следует избегать
дорожек-просек, а также дорожек, служащих лишь зрительной границей
между двумя рабатками. Изогнутая дорожка всегда выглядит живописнее,
чем прямая. Поводом изогнуть ее может послужить любое препятствие на
пути, например дерево или кустарник. Вытянутая дорожка, прихотливо
петляющая по саду, заставит заглянуть во все отдаленные его уголки, подробно изучить их, создаст ощущение громадной площади сада.
Неровный рельеф — еще одна возможность придать дополнительный шарм саду с помощью дорожек и лестниц. Для того чтобы дорожка или лестница, соединяющая два разноуровневых участка, хорошо просматривалась, она должна иметь соответствующие длину и ширину и быть обрамлена бордюром или бортиком. Кроме того, ее надо прокладывать очень плавно, мягко, не допуская резких изгибов. В оформлении сада зеленое убранство и дорожки играют почти равноценную роль. И чем теснее их взаимодействие, тем уравновешеннее и гармоничнее выглядит садовый ландшафт. В частности, существует «золотое правило»: чем богаче вымощена дорожка, тем спокойнее должна быть окружающая ее растительность, и наоборот. Закладывая сеть садовых дорожек, необходимо соблюдать определенное соподчинение их между собой. Если дорожка узкая, а покрытие ее простое, скромное, значит, она имеет второстепенное значение. Широкая дорожка, к тому же вымощенная дорогим материалом, как правило, является главной «артерией» сада. Это соподчинение внутри дорожной сети отражает стиль сада.
Дорожки в стиле «фэнтези»
Если прямые дорожки придают садовому ландшафту некоторую жесткость, плавные линии извилистых дорожек, напротив, смягчают его. Впечатление природной естественности можно усилить, расширив или, наоборот, сузив кое-где дорожку или обогнув ею какое-нибудь препятствие. На снимке: вымощенная камнем дорожка имеет слегка размытые края, кое-где она внедряется в растительную зелень, в иных местах слегка отступает от нее. Настил выполнен с большой фантазией: в «море» серого гранита с вкраплениями белого кварцита и антрацитового базальта «плывет остров» из красной клинкерной плитки. Необычно большие плиты из натурального камня, уложенные по краям дорожки, как бы сжимают в тисках ее срединную зону, выложенную из мелкой гранитной брусчатки. Этим достигается эффект узкой, «естественной» тропинки. Огромные ромбы на фоне мелких округлых форм, белые миниатюрные кубики, упирающиеся в гигантские глыбы, черное рядом с белым, строгий контур дорожки в окружении рыхлой, крайне разреженной растительности выглядят несколько нарочито. Однако контрастность материала явственно воздействует на восприятие: переводя взгляд с геометрически правильных ромбов к окатанному булыжнику, сильнее ощущаешь округлость форм последнего.
Петляющие дорожки
Самые «ударные» точки в сети садовых дорожек, по которым можно судить о мастерстве каменщика, о том, насколько он чувствует материал, — места разветвления и перекрестья дорог. Эти соединения могут быть жесткими, режущими глаз, а могут быть очень естественными, непринужденными, напоминающими плавно растекающиеся воды в устье реки. Вымостить красиво даже самый бесформенный перекресток поможет произвольная укладка камня. Направление дорожке может задать сам способ укладки камней: резкий поворот дорожки сопровождается четким изменением направленности рядов .
Часто изгибая дорожку, «раскачивая» ее то вправо, то влево, мастер задает ей определенный ритм. Динамика дорожки, ее ритмичность являются своеобразным элементом оформления садового ландшафта. Дорожка то расширяется до 80 см, то сужается — до 50 см в самых узких местах. Своим прихотливым силуэтом она разбивает монотонность газона. Белая кайма по краям дорожки из кварцевой гальки и тщательно выложенные ряды серого галечника, вторя изгибам дорожки, подчеркивают ее змеевидную форму. Здесь, как и во многих других случаях, то, что на первый взгляд кажется очень легким, само собой разумеющимся, в действительности является результатом длительной, крайне утомительной работы по сортировке камней и их укладке.
В «художественном беспорядке»
Тот, кому посчастливилось посетить знаменитые сады Сучжоу в Китае, наверняка почувствует: как и там, каменное мощение дорожек на представленных иллюстрациях — нечто большее, чем просто укрепляющий настил, а дорожки — не просто соединительный элемент, а истинное произведение искусства.
При первом взгляде бросается в глаза лишь богатейший узор каменного мощения. Если присмотреться внимательнее, то отдельные его детали, вроде свернутых из гальки «улиток» или морских волн, украшающих бордю, и многие другие элементы узора складываются в огромный пестрый лоскутный ковер в стиле «пэчворк». В этом «упорядоченном хаосе» (узор так назван его автором) угадывается индивидуальный почерк Урсулы Зигерс, известного дизайнера, специалиста по художественному мощению. В основу ее творчества положен принцип: каждый камнь, независимо от того, красив он или невзрачен, достоин занять свое место в общей композиции. Неважно, какая идея вдохновила автора, вид ли медленно текущей реки или головная повязка американского индейца, но в результате создается впечатляющий каменный ковер. Нижнерейнская галька, из которой он сложен, изобилует всевозможными оттенками нежных пастельных тонов. В сырую погоду краски ковра становятся ярче, а его структура живее.
Со ступеньки на ступеньку
Выложить из камня ступени, связав их в единую конструкцию, — задача не из легких. Прежде всего надо помнить, что ступени должны быть надежными, прочными, визуально восприниматься как естественное продолжение дорожки или площадки. Приступая к работе, исполнитель часто берет «с потолка» размеры ступеней. Между тем существуют устоявшиеся, проверенные временем правила, которые обеспечивают удобное и надежное пользование ступенями. Кстати, их ширина может быть произвольной, вплоть до очень значительной, позволяющей даже присесть на них.
При небольшой разнице в уровнях двух поверхностей с разным покрытием пограничный бордюр (здесь из крупной гранитной брусчатки) может образовать длинную, сильно вытянутую одиночную ступеньку. Одна из наиболее часто возникающих проблем — как связать примыкающую к дому террасу с лежащей ниже частью сада. В данном случае в сад ведут широкие низкие ступени из массивных гранитных блоков. Поверхность ступеней ( так называемая проступь) вымощена широкими плитами.
Благодаря тому что настил террасы оформлен одинаково со ступенями, и то, и другое смотрится как единое целое. При этом узкие полоски из мелкого мозаичного камня в покрытии ступенек отражают легкий свободный стиль общего оформления сада.
Ритм лестничных маршей
Когда-то в парке каждого богатого землевладельца обязательно присутствовала огромная широкая лестница с балюстрадой, украшенная скульптурами и вазонами. Это были настоящие архитектурные творения в окружении зелени.
В изображенной на снимке лестнице прежде всего обращает на себя внимание сам материал. Основной фон образован крапчатым бледно-фиолетовым порфиром с явственной железистой пленкой на поверхности. Резкий контраст ему составляют белый зернистый мрамор и темный тефрит (прекрасная альтернатива дорогого базальта). Общая картина строится на деталях. Вставки белого каррарского мрамора неодинаковы по размеру: из двух — трех — пяти плиток. Темно-серый, а в сырую погоду почти черный тефрит, тоже неравномерно распределенный по площади, оживляет спокойную коричневато-фиолетовую поверхность. Зрительный эффект усиливается разнокалиберностью камня: сравнительно мелким квадратам основного настила противопоставлены высокие клиновидные подступенки, сообщающие всему сооружению четкий ритм. Лестница такой длины обязательно снабжается сбоку или посередине пандусом. Примыкающий к лестнице каменистый склон как бы «перетекает» на него, образуя очень плавный переход. Издали лестница кажется естественным продолжением склона